Первый Национальный съезд врачей России в кремлевском дворце
Республиканская клиническая
психиатрическая больница
им.акад.В.М.Бехтерева
ГлавнаяО насНовостиПервый Национальный съезд врачей России в кремлевском дворце

Первый Национальный съезд врачей России в кремлевском дворце


5 октября состоялся Первый Национальный съезд врачей России. Целью его проведения стала первая встреча нового состава Министерства здравоохранения с широкой медицинской общественностью. В кремлевском дворце приняли участие более 5 тысяч медиков из 83 регионов страны. Участников съезда поздравил президент страны – Владимир Владимирович Путин. В видеообращении он поддержал возрождение общенациональных форумов врачей.

Ранее аналогичных съездов было только два: в 1925 году Всесоюзный съезд участковых врачей РСФСР, а в 1988 году по предложению Минздрава СССР был проведён Всесоюзный съезд врачей.

В заседании принял участие Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, он признался, что впервые видит столько врачей в одном зале, пожелал определить направление дальнейшего развития для реализации государственной политики в сфере охраны здоровья.

Прозвучали доклады ученых, политиков, врачей различных уровней. Выступил Президент Российской академии медицинских наук Иван Иванович Дедов. Представители государственной думы, Президент Национальной медицинской палаты, Леонид Михайлович Рошаль, Евгений Иванович Чазов ныне Президент Российского медицинского общества. И многие другие.

доклад Министра здравоохранения России Вероники Игоревны Скворцовойбыл тепло встречен. Как подчеркнул Рошаль министерство вновь возглавил практический врач- невролог. Достаточно откровенно были Озвучены проблемы здравоохранения.подчеркивалось, что главной в работе должна быть профилактика. И если люди не будут отвечать за свое здоровье и продолжать потребленчески относится к медицине

большая часть денег так и будет уходить, чтобы восстановить здоровье этих людей. В диспансеризации должны быть заинтересованы сами пациенты и работодатели.

В начале съезда показали ролик. Где отразили специфику здравоохранения других стран, например в германии , где медицина бесплатная, если пациент вовремя не прошел осмотр у врача, то в течении следующего года мед помощь получает за деньги.в Японии нет пенсии и люди заботяться своем здоровье .т.е., нужно чтобы человеку выгодно было быть здоровым.

Говорилось о проблемах финансирования – зарплатах мед работников и нехватке кадров. О том. Что отсутствие дифференцировки в оплате врачей и мед сестер и санитарок создает дополнительное напряжение в отрасли.

Отмечалось, что обучение в медицинских вузах сейчас ведется не на достойном уровне.

Не хватает ученых, преподавателей, оборудованных лабораторий.студенты с первых курсов должны быть в приближены к клинике, видеть пациентов.

Очень интересно выступал академик Евгений Иванович Чазов.сравнил, что было раньше, и то, что мы имеем сейчас.

Подчеркнул, что высокотехнологическая медицинская помощь невозможна без достойной первичной медико-санитарной помощи.

Говорили о проблемах детства, о стандартах, к разработке которых не привлекали практических врачей.

представители мед вузов, академий призывали государство обратить внимание на их проблемы. Аспирант получая 6 тысяч рублей, после защиты начинает работать на 4,5 тыс. рублей.

Неоднократно указывалось на то, что права пациентов защищает закон, а врач не имеет права ни на ошибку, ни на защиту. Прозвучала обеспокоенность тем, что СМИ нередко раздувает скандалы, искажая информацию. Необходим закон о страховании врача от профессиональной ошибки

Подчеркивалась проблема развития уровня медицинской помощи на фельдшерских пунктах, в ЦРБ, поликлиниках, высказывали пожелания продолжить программу т.н., «миллионников» и модернизации.

Леонид Рошаль указал на необходимост создания концепции развития здравоохранения,говорил о том, что нельзя принимать программы и законы не зная в какую сторону развивается отрасль.Призывал кконструктивномусотрудничеству.сказал. что, надо находить возможность диалога с исполнительной властью и путем убеждения изменять ситуацию в лучшую сторону.: Национальная медицинская палата в некоторой степени подставила плечо молодому Министерству здравоохранения.

В конце всех выступлений

Проводилось интерактивное голосование, по итогам которого принята Резолюция Первого национального съезда врачей Российской Федерации.

проект

РЕЗОЛЮЦИЯ

ПЕРВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СЪЕЗДА ВРАЧЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Москва 5 октября 2012 года

Делегаты Первого Национального съезда врачей Российской Федерации считают необходимым заявить:

Здоровье человека, качество его жизни и социальное самочувствие являются в нашей стране незыблемым национальным приоритетом.

В последнее время реализованы государственные и общественные инициативы, направленные на сохранение и укрепление здоровья населения, которые позволили достичь таких важнейших результатов в области демографии, как снижение смертности, в том числе материнской и младенческой, увеличение рождаемости, снижение показателя убыли населения.

Происходят качественные изменения в состоянии здоровья населения. Только за 6 лет, с 2005 года, продолжительность жизни россиян увеличилась на 4 года, общая смертность снизилась на 16,1%, младенческая смертность – на 32,7%, материнская смертность – на 36,2%, смертность от болезней системы кровообращения – на 17,1%, от инсультов – на 28,4%, от туберкулеза – на 36,9%, от внешних причин – на 36,8%, в том числе от острых отравлений алкоголем – на 60,1%, транспортных травм – на 26,3%, убийств – на 53,0%, суицидов – на 32,3%. Это явилось следствием существенного увеличения финансового обеспечения системы здравоохранения (за 5 лет в 2,6 раза), а также реализации программ приоритетного национального проекта «Здоровье» и региональных программ модернизации здравоохранения, позволяющих частично обновить инфраструктуру отрасли, переоснастить лечебно-профилактические учреждения, создать условия для внедрения единых порядков и стандартов оказания медицинской помощи.

Введение единых требований к своевременности и качеству оказания медицинской помощи повышает эффективность всей системы здравоохранения и сокращает бремя заболеваемости и смертности.

Государством при активном участии профессионального сообщества разработаны и введены в действие важнейшие системообразующие законодательные акты в сфере охраны здоровья – законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Об обращении лекарственных средств».

Вместе с тем, наряду с успехами, необходимо констатировать сохранение проблем, требующих принятия незамедлительных решений.

К их числу можно отнести:

сохраняющиеся дефицит медицинских кадров и дисбаланс в распределении рабочих мест между уровнями организации медицинской помощи и между отдельными медицинскими специальностями (острый дефицит участковых терапевтов и педиатров, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, фтизиатров при избыточном количестве других специалистов);

необходимость повышения профессионального уровня медицинских работников;

смещение акцента с профилактической работы и амбулаторной медицинской помощи на стационарную, отсутствие преемственности на разных этапах медицинской помощи, неразвитость сети реабилитационных подразделений и подразделений паллиативной помощи;

отставание в темпах обновления инфраструктуры отрасли и оснащения лечебно-профилактических учреждений;

недостаточность существующих механизмов лекарственного обеспечения населения;

сохраняющийся дефицит финансового обеспечения системы здравоохранения, не позволяющий оказыать качественную медицинскую помощь каждому гражданину, в соответствии с утвержденными порядками и разработанными стандартами;

существенную диспропорцию в финансовом, кадровом, материально-техническом обеспечении организации медицинской помощи на уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне;

сохранение нелегитимных платежей населения за оказываемую медицинскую помощь;

недостаточный уровень законоприменения и исполнения нормативных актов в субъектах Российской Федерации;

отставание во внедрении эффективных инновационных технологий диагностики, лечения и реабилитации.

Все это приводит к неудовлетворенности населения качеством медицинской помощи, ограничению принципов социального равенства.

Съезд поддерживает резолюцию Всероссийского общественного форума медицинских работников, состоявшегося в мае 2012 года, направленную на решение вышеуказанных проблем.

Для оптимизации системы охраны здоровья граждан и достижения уровня социальных ожиданий населения Съезд считает необходимым проведение в жизнь комплекса мер, повышающих эффективность работы всей системы охраны здоровья граждан страны.

Съезд обращает внимание всего врачебного сообщества на то, что важнейшую роль в улучшении здоровья населения, увеличении продолжительности жизни, а также в экономии финансовых и материальных ресурсов на здравоохранение должно играть формирование единой профилактической среды. Ее основными компонентами являются формирование здорового образа жизни и проведение широкомасштабных профилактических мероприятий.

В формировании единой профилактической среды должны принимать участие все федеральные и субъектовые министерства и ведомства, каждое из которых должно отчасти стать здравоохранным.

К формированию профилактической среды, наряду с государственными структурами, должно быть привлечено все гражданское общество, неправительственные организации, представители бизнеса, семья как первичная ячейка общества.

Забота каждого гражданина о сохранении своего здоровья и здоровья близких является важнейшим условием, обеспечивающем эффективное выполнение установленных государственных гарантий в сфере здравоохранения. В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», быть ответственным за свое здоровье – это обязанность граждан страны. Расширение установленных и введение дополнительных государственных гарантий в сфере охраны здоровья не могут привести к позитивным результатам при пренебрежении указанной обязанностью.

Съезд особо отмечает, что принцип приоритета профилактики характеризует переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе, основанной на формировании здорового образа жизни и предупреждении развития заболеваний.

Необходимо «переформатирование» привычных отношений «врач – больной» в отношения врача со здоровым человеком. Это требует внедрения новых технологий «управления здоровьем» и развития, прежде всего, первичного звена здравоохранения.

Для реализации приоритета профилактики внимание врачей и пациентов должно быть сконцентрировано на:

проведении профилактических осмотров и диспансеризаций населения, структура и частота которых должна определяться возрастом пациента, наличием или отсутствием у него факторов риска развития заболеваний или уже развившихся заболеваний (группа здоровья);

формировании среди населения групп риска по развитию острых и хронических заболеваний;

диспансерном наблюдении и превентивном лечении населения из групп риска;

расширении национального календаря прививок и эпидемического календаря прививок, организации иных широкомасштабных профилактических мероприятий.

Съезд обращает внимание на то, что профилактическая деятельность врачей первичного звена, в том числе терапевтов, педиатров, стоматологов, должна занимать не менее 30% их рабочего времени.

Обеспечение возможности реализации всех задач, стоящих перед отечественным здравоохранением, требует укрепления кадрового потенциала отрасли.

Съезд считает приоритетным:

повышение качества образования в медицинских ВУЗах и СУЗах с обновлением рабочих программ и учебных планов в рамках принятых государственных образовательных стандартов 3-го поколения и повышением квалификации преподавателей медицинских образовательных учреждений;

сближение высшего медицинского образования и современных научных школ путем создания научно-образовательных кластеров на базе ведущих медицинских университетов и активного привлечения студентов к исследовательской работе;

регулярное обновление программ послевузовского и дополнительного профессионального образования, состыковка их с клиническими протоколами, порядками и стандартами оказания медицинской помощи;

создание законодательных основ для обучения студентов, ординаторов, аспирантов, врачей на клинических базах независимо от их подведомственности;

внедрение новых образовательных технологий – симуляционных и тренинговых классов, экспериментальных операционных, виртуальных ситуационных задач, дистанционных интерактивных сессий, электронных информационных баз и библиотек, систем помощи в принятии решений;

создание системы непрерывного персонифицированного медицинского образования с использованием механизмов накопления кредитных баллов и дистанционных методов обучения, обратив особое внимание на подготовку руководителей медицинских организаций;

внедрение аккредитации медицинских работников на основе формирования индивидуального листа допусков к конкретным видам медицинской деятельности;

совершенствование квалификационной аттестации и сертификации врачей и медицинских сестер с активным привлечением профессионального медицинского сообщества к ее проведению.

Съезд подчеркивает, что обеспечение отрасли здравоохранения кадрами должно осуществляться в соответствии с реальными потребностями трехуровневой системы оказания медицинской помощи. Внедрение разработанной Министерством здравоохранения Российской Федерации аналитической прогнозной электронной программы на основе Национального регистра медицинских работников и учащихся позволит проводить мониторирование кадрового профиля каждого региона страны, анализ имеющихся кадровых дисбалансов, прогнозирование кадровых рисков в среднесрочной перспективе, а также определять возможные пути оптимизации кадрового наполнения отрасли.

Улучшение материального положения и повышение социального статуса врачей является одним из наиболее значимых факторов их мотивации к творческому труду и самоотдаче.

Съезд считает мерой чрезвычайной важности повышение средней заработной платы врачей до уровня, двукратно превышающего средний уровень зарплаты по региону к 2018 году, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Съезд отмечает эффективность принимаемых государством мер по привлечению молодых специалистов (до 35 лет) к работе в медицинских организациях, расположенных в сельской местности, наиболее важной из которых явилось введение в 2012 году единовременных выплат в размере одного миллиона рублей. Эффективность данной программы является основанием для принятия решения о ее продолжении и распространении на молодых специалистов, приступивших к работе в медицинских организациях рабочих поселков.

Съезд призывает руководство органами управления субъектов Российской Федерации активизировать меры по предоставлению социальной помощи и поддержки медицинским работникам.

Съезд высоко оценивает начатые в регионах страны программы модернизации здравоохранения и считает необходимым продолжение реализации мер по инфраструктурному обновлению, переоснащению, информатизации медицинских организаций, что требует:

развития инфраструктуры организаций первичной медицинской помощи, определение роли диагностических центров при её оказании, широкого внедрения стационарзамещающих технологий;

продуманной реорганизации коечного фонда в каждом субъекте Российской Федерации на основе анализа маршрутов движения больных в соответствии с порядками оказания медицинской помощи;

частичного перепрофилирования коечного фонда с расширением количества реабилитационных коек, коек по уходу и паллиативной помощи, то есть обеспечения полного цикла лечения больных – от интенсивной терапии до наиболее полного выздоровления;

развития службы скорой и неотложной медицинской помощи и организации санитарно-авиационной службы как на субъектовом, так и на федеральном уровне;

расширения государственно-частного партнерства и внедрения механизмов «управляемой конкуренции», в том числе обеспечивающих допуск к оказанию медицинской помощи в рамках ОМС лицензированных к медицинской деятельности частных медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей;

адаптации действующих нормативов нагрузки медицинского персонала к современным требованиям;

упорядочивания планов ремонтных работ и переоснащения медицинских организаций в текущем режиме для выполнения порядков оказания медицинской помощи;

продолжения информатизации государственных и муниципальных медицинских организаций, включая переход на полный электронный документооборот, внедрение электронных медицинских карт и электронных историй болезни, создание единых электронных информационных и справочных ресурсов для пациентов и медицинских работников.

Необходимо внедрить телемедицинскую консультативную сеть как внутри каждого региона, так и на федеральном уровне, с дальнейшим использованием ее для организации системы персонального мониторирования здоровья граждан с хроническими заболеваниями и высоким риском острого ухудшения здоровья.

Изменения в системе здравоохранения должны положительным образом отражаться на качестве и доступности медицинской помощи, повышение которых Съезд определяет в числе ключевых задач.

Выстраивая трехуровневую систему здравоохранения, отвечающую потребностям и запросам современного человека, Съезд обращает особое внимание на обеспечение потребности отдельных категорий граждан в лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в специализированных продуктах лечебного питания.

Съезд признает особую важность разработки и осуществления мероприятий, обеспечивающих инновационное развитие здравоохранения.

Внедрение современной персонифицированной высокоэффективной медицины позволит излечивать неизлечимые на сегодня заболевания, повышать потенциальные возможности организма человека, существенно увеличить продолжительность жизни и улучшить ее качество. Это возможно лишь при достаточном уровне развития медицинской науки и внедрении в медицинскую практику высокотехнологичных инновационных методов прогнозирования, диагностики, лечения и реабилитации.

Для реализации инновационных преобразований в здравоохранении необходимо:

консолидация научных медицинских организаций в единый комплекс, что позволит сформировать единые приоритеты развития медицинской науки;

формирование единых приоритетов развития медицинской науки;

обеспечение управляемого развития биомедицинских технологических платформ на основе скрининга современных биомедицинских технологий в России и за рубежом, направленного развития компетенций («носителей» технологий);

внедрение проектных механизмов управления научной деятельностью и целевого финансирования, системы оценки и защиты интеллектуальной собственности;

совершенствование процессов обращения инновационных продуктов и их трансфера в практическую медицину;

устранение межведомственной разобщенности научных лабораторий и групп, развитие научных школ вокруг ведущих медицинских ВУЗов;

создание сети центров доклинической и клинической трансляционной медицины, сертифицированных вивариев, банков биологического материала и чистых клеточных линий, центров биоинформатики, в том числе на базе ведущих медицинских ВУЗов;

развитие международного научного партнерства на принципах здорового прагматизма и взаимообогащения.

Съезд заявляет, что и на современном этапе развития медицины главным звеном и действующей силой здравоохранения остается врач – с его знаниями, опытом, отношением к делу.

Большую тревогу вызывает тот факт, что в последнее время одной из главных жалоб на медицинских работников стало нарушение ими норм деонтологии и медицинской этики. Съезд считает недопустимыми и решительно осуждает грубость и невнимательность со стороны отдельных медицинских работников, порочащих не только лично себя, но и все медицинское профессиональное сообщество. Важной задачей считаем разработку и принятие Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации.

Съезд призывает всех врачей к неукоснительному соблюдению принципов медицинской этики и корпоративной ответственности. Это один из ведущих факторов повышения престижа врачебной профессии.

В настоящее время созданы нормативные основы для построения стройной системы медицинских профессиональных организаций, которым государство может передавать отдельные полномочия, что может являться важным шагом в построении гражданского общества в здравоохранении.

Главное, что должно быть предпринято, – это совершенствование организации самого врачебного сообщества. Врач, позволивший себе недопустимое поведение в отношении больного или другого медицинского работника, должен быть, прежде всего, осужден коллегами, отторгнут самим врачебным сообществом.

Консолидация врачебного сообщества на принципах профессионализма, ответственности, честности, равноправия станет важной ступенью в улучшении качества, доступности и безопасности медицинской помощи нашим согражданам.

Необходимо развивать медицинские профессиональные общественные организации, способные координировать вопросы развития всех основных направлений современной медицины, объединять врачей на основе корпоративной ответственности и корпоративной этики, осуществляя активное сотрудничество с Министерством здравоохранения Российской Федерации и последовательно формируя профессиональное самосознание. Актуальной задачей является создание нормативной базы для развития саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников.

Съезд обращается к Министерству здравоохранения Российской Федерации с предложением учесть основные положения данной Резолюции при подготовке, совместно с экспертным медицинским сообществом, проекта государственной программы по развитию здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года.

Съезд обращается к руководителям органов управления и учреждений здравоохранения, ко всем медицинским работникам, всему врачебному сообществу с призывом направить свою деятельность и усилия на выполнение задач, поставленных в настоящей резолюции, что обеспечит достижение качественно нового уровня отечественного здравоохранения.

Масштаб вызовов, стоящих перед отечественным здравоохранением, требует объединения усилий не только медицинского сообщества, но и всех граждан, потребности которых в медицинской помощи, по сути, и определяют основные векторы развития отечественного здравоохранения.

Настоящая резолюция содержит положения, которые могут и должны быть реализованы. Успех поставленных в ней задач зависит от того, насколько взаимосогласованными и эффективными будут действия всех россиян – руководителей отрасли здравоохранения, медицинских работников и пациентов.