Школа семьи
Республиканская клиническая
психиатрическая больница
им.акад.В.М.Бехтерева

Школа семьи

«ШКОЛА СЕМЬИ»

 

«… 8 лет назад заболел мой сын.

Сказать, что наша жизнь поменялась, не сказать ничего.

Чего мы только не пробовали…

Но когда он впервые попал в больницу,

я осталась одна со своим горем,

муж не хотел принять болезнь ребенка.

Все о болезни я узнала сама, через интернет…

Сейчас у нас ремиссия…»

 

                                                                                                            Слова мамы пациента А.

 

          На базе диспансерно-поликлинического отделения №1 РКПБ им.акад. В.М.Бехтерева, расположенное на Волкова, 80 на протяжении 4-х лет в рамках психосоциальной реабилитации работает - «Школа семьи», основным направлением которой является улучшение жизни пациентов, страдающих психическими расстройствами и их родственников.

 

Комплексный подход

«ПАЦИЕНТ + ВРАЧ + СЕМЬЯ ПАЦИЕНТА»

В психосоциальной реабилитации «Школа семьи» работает полипрофессиональная бригада:

- врач-психиатр,

- врач-психотерапевт,

- специалисты по социальной работе,

- специалист по трудообразованию,

- специалист по реабилитации творчеством.

 

 Занятия проходят отдельно как для пациентов, так и для членов их семьи!

 

Программа психосоциальной реабилитации

для пациентов с психическими расстройствами и их членов семьи

I. Психообразование для пациентов с психическими расстройствами и их родственников

1. Психообразование для пациентов, страдающих психическими расстройствами.

2. Психообразование для родственников пациентов, страдающих психическими расстройствами.

Цель: предоставление знаний в области психиатрии, обучение своевременному распознаванию болезненных проявлений и контролю за ними, а так же предоставление данных о лекарственных препаратах и их побочных действиях. Информационная поддержка пациентов и их близких, формирование партнерских отношений с медицинским персоналом. Для родственников предоставляются знания о психических заболеваниях и их лечении, проводится обсуждение особенностей общения с психически больным членом семьи, а также ознакомление с законодательством о психиатрической помощи.

Тематика занятий:

1. Причины возникновения психических расстройств.

2. Негативная и позитивная симптоматика психических расстройств.

3. Шизофрения.

4. Галлюцинации. Бред. Распознавание продуктивной симптоматики и бредового поведения.

5. Патологическое поведение, обусловленное болезнью. Способы распознавания симптомов обострения и контроль над ними

6. Аффективные расстройства.

7. Алкоголизм. Наркомания.

8. Стигма в психиатрии. Проблемы самостигматизации.

9. Лекарственная терапия и побочные эффекты.

10. Закон о психиатрической помощи, права и обязанности граждан.

 

Состав: группа состоит из 10-15 человек.

Длительность: занятие проводится 1 раз в неделю для пациентов; 1 раз в неделю для родственников.

Ответственный: врач-психиатр.

 

II. Психотерапия с курсом арт-терапии для пациентов с психическими расстройствами и их родственников

 

1. Психотерапия с курсом арт-терапии для пациентов, страдающих психическими расстройствами.

2. Психотерапия для родственников пациентов, страдающих психическими расстройствами.

3. Индивидуальные психотерапевтические занятия для пациентов и их семьи.

Цель: Развитие уверенности в себе, навыков решения семейных проблем, овладение навыками гармоничной жизни с другими людьми, повышение устойчивости к стрессу, выявление собственных потребностей, повышение удовлетворенности жизнью и эмоциональным состоянием.

 

Тематика занятий:

1. Образовательная часть, направлена на получение информации о заболевании, принятие его, обучение распознаванию первых признаков обострения, повышение комплаенса;

2. Часть групповой работы группа направлена на коррекцию формирующегося дефицита в области социального взаимодействия, повышение стресс-устойчивости;

3. Поддержка пациентов вновь выписанных из стационара, работу с травматическими переживаниями, связанными как с самим фактом госпитализации, так и с внутрисемейными и межличностными конфликтами;

4. Также по показаниям проводится индивидуальная психокоррекционная работа и психотерапия.

 

Психотерапия семьи пациента

 Цель: дать приемлемый выход напряжению и другим негативным чувствам. Психообразовательная группа для родственников пациентов направлена на информирование родственников о заболевании, обучение распознаванию первых признаков обострения, улучшение климата в семье.

   

Состав: группа состоит из 10-15 человек.

Длительность: занятия проводятся 2 раза в неделю для пациентов; 2 раза в неделю для родственников.

Ответственный: врач-психотерапевт.


III. Занятия по сохранению навыков независимого проживания

Цель: сохранение навыков самообслуживания, включающее соблюдение правил личной гигиены, умение готовить пищу, умение делать покупки, поддерживать в чистоте одежду, квартиру, умение ориентироваться в экстренных ситуациях, оплачивать коммунальные услуги и прочее.

Тематика занятий:

1. Знакомство. Цели и задачи программы. Выработка общих правил - знакомимся с участниками группы, а также объясняем цели и задачи данной программы. Оговариваем правила поведения на занятиях.

2. Личная гигиена – на этом занятии обсуждается необходимость соблюдения чистоты и порядка.

3. Режим дня – распорядок дня представляет собой четкое чередование различных видов деятельности, активного и пассивного отдыха, сна, с соблюдением порядка временных интервалов на эти элементы.

4. Правильное питание – в этой теме рассказывается о принципах здорового питания

5. Посуда на кухне. Правила  эксплуатации,  уход за посудой.

6. Электробезопасность – правильная эксплуатация, техника безопасности при эксплуатации электрических приборов.

7. Порядок в квартире – тема включает в себя информацию о видах, способах, правилах и последовательности уборки в жилище.

8. Уход за одеждой и обувью – занятие включает в себя информацию о надлежащем уходе за вещами, практические советы по уходу и хранению одежды и обуви.

9. Технология стирки. Глажка белья – в данной теме обсуждаются правила сортировки белья перед стиркой: по цвету, по виду ткани, по степени загрязнения, а также разновидности современных средств для стирки.

10. Распределение денежных средств. Бережливость и экономия.

11. Оплата коммунальных услуг – включает в себя информацию о различных способах оплаты коммунальных услуг (в банке, на почте, через терминалы, банкоматы, онлайн-платежи).

12. Заключительное занятие. Подведение итогов – занятие сопровождается чаепитием с обсуждением полученных впечатлений от проведенных занятий.

 

Состав: группа состоит из 10-15 человек.

Длительность: занятия проводятся 2 раза в неделю.

Ответственный: специалисты по социальной работе.

  

IV. Трудообразование

Цель: организация помощи в профессиональном самоопределении и оказание содействия в процессе трудоустройства.

 

Тематика занятий:

1. Вводное:

  • знакомство, краткая информация о курсе занятий;
  • выяснение причин нарушения трудовой социализации;
  • краткое информирование об этапах трудоустройства;
  • информирование о профориентационном тестировании и возможности индивидуальной работы;
  • мотивация на дальнейшую работу по восстановлению трудовой сферы.

 

2. Информационное:

§    детальное информирование об этапах трудоустройства;

§    информирование о рынке труда;

§    работа со страхами, обсуждение сложных моментов при трудоустройстве;

  •    индивидуальное домашнее задание;
  •    мотивация на обращение на индивидуальную консультацию в процессе трудоустройства.

 

3. Практическое:

  •    анализ выполнения домашнего задания;
  •    ролевая игра «Трудоустройство от А до Я»;
  •    информирование о рынке труда;
  •    поддерживающая мотивация для устройства на работу;
  •    мотивация на обращение на индивидуальную консультацию в процессе трудоустройства.

 

Темы индивидуальных консультаций:

ü Профориентационное тестирование;

ü Целеполагание, обсуждение стратегий преодоления препятствий на пути достижения целей;

ü Обсуждение индивидуальных сложностей в процессе трудоустройства;

ü Подготовка к прохождению собеседования;

ü Коррекция резюме;

ü Поддерживающая мотивация для устройства на работу.

 

Состав: группа состоит из 10-15 человек.

Длительность: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Ответственный: клинический психолог.


В 2017 г. в рамках трудовой реабилитации проводился Пилотный проект

совместно с Центром Занятости города Казань и РКПБ по обучению

пациентов с наличием 2 и 3 группы инвалидности по изготовлению

сувенирной продукции (декупаж, батик, изготовление текстильных

кукол, живопись, роспись по дереву, керамика).

 

В проекте участвовало 55 пациентов с психическими расстройствами.

 

Весной 2018 г. на базе Центра Занятости города Казани обучено 10 пациентов с наличием второй группой инвалидности по специальности:

-          оператор ЭВМ (3 пациента),

-          керамика (7 пациентов).

 


V. Реабилитация творчеством для пациентов с психическими расстройствами

 

Создана и активно работает музыкально-инструментальная студия «Колибри» под руководством Колигер Инны Александровны.

 

 

«Музыка нас связала…

Наверное, это главная мысль наших занятий по музыкальной терапии.

Работаю с пациентами я уже почти 4 года.

Мы уже как семья. Мы хорошо знаем друг друга,

всегда рады встречаться, чувствуем себя

комфортно в нашем маленьком и уютном помещении.

Во время этих встреч всегда звучит музыка.

В разных количествах, в разных вариантах.

Начали мы с монументальной инструментальной постановки.

Сыграли настоящую симфонию Й. Гайдна.

Пусть детскую, но это потребовало от моих «музыкантов»

серьезных усилий и даже знания музыкальной грамоты, ритма.

С успехом выступили с этим произведением на фестивале

«Нить Ариадны» в Москве…

 

                                                                                               Слова специалиста Колигер И.А.

 

 

Цель: музыка не зависимо грустная или подвижная всегда оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние человека. На занятиях пациенты познают много нового из мира музыки. Научатся играть на разнообразных музыкальных инструментах.

 

Тематика занятий:

- Поют и играют на различных ударных инструментах;

- Участвуют с музыкальными номерами в праздничных постановках в РКПБ;

- Сочиняют и исполняют частушки по мотивам жизни больных. Это ноу-хау пришлось по вкусу пациентам и они с удовольствием поют про себя;

- Арт-терпия. Рисуют, лепят, выполняют шуточные и занимательные тесты под музыку;

- Мини-лектории по мотивам жизни замечательных людей;

- Посещение концертов в лучших залах Казани: БКЗ им. Сайдашева, Консерватория и др.;

- Проведение занятий на улицах, в парках, набережной города;

 

Состав: группа состоит из 10-15 человек.

Длительность: занятия проводятся 2 раза в неделю.

Ответственный: преподаватель музыки, психолог.

 

За 2017 год мы посетили 14 концертов:

- 24.07 БКЗ оперетта Цыганский барон

- 12.10 БКЗ Бах и Брамс орган

- 17.10 Ратуша. Выставка картин.

- 5.11 Кирха.  Концерт камерного оркестра Ренессанс. 

- 6.11 Кинотеатр Мир Межд. студенческий фестиваль ВГИК. 

- 21.12 БКЗ Концерт фортепианной музыки и др.

За 2018 год мы посетили 9 концертов:

- 15.02 БКЗ Музыка соборов мира

- 4.03 Кирха Концерт камерного оркестра Ренессанс 

- 16.03 Смена. Концерт казанской школы Инклюзив.

- 10.05 КГК концерт камерных ансамблей

- 16.05 ССМШ Концерт флейты и вокала

-17.05 КГК Концерт квартетов 

- 23.05 Зал Рахманинова КГК

- 28.07 Кремлин Опен  Фест

- 6.10 БКЗ Сергей Накоряков труба

 

 

Профилактика стигматизации

1. Республиканский конкурс Талантов среди людей страдающих психическими расстройствами Республики Татарстан.

2. Участие во Всероссийском Фестивале людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны» в г. Москве в 2016 и 2018 годах.


3. Создана закрытая группа Реабилитация для пациентов.

https://vk.com/club133972027